Выплата пособий, связанных с материнством,
и «больничных» по-новому порядку
Яна Соболь – управляющий Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в интервью рассказала о переходе Иркутской области на механизм «Прямые выплаты», итогах двух месяцев работы проекта и важную информацию для получателей пособий.
Вопрос: С 1 января 2020 года Иркутская область перешла на прямые выплаты пособий – что это значит?
Ответ: До 1 января 2020 года действовал зачетный механизм, то есть пособия работнику выплачивал непосредственно работодатель, а в Фонд он перечислял разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных пособий, затем обращался за возмещением понесенных расходов. С 1 января 2020 года Иркутская область реализует пилотный проект Фонда «Прямые выплаты» и пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, работникам рассчитывает и выплачивает Иркутское региональное отделение Фонда.
Вопрос: Почему возникла необходимость замены старого механизма на новый?
Ответ: Это дополнительные механизмы защиты работающих граждан, их социальной и экономической поддержки. Новый порядок выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения предприятия, добросовестности работодателя получить пособия своевременно и в полном объеме. Переход на механизм не повлиял на формулу расчета и размер пособий.
Вопрос: Иркутская область стала первым субъектом в стране, где начали работать по такому принципу?
Ответ: Проект «Прямые выплаты» реализуется ФСС РФ с 2011 года и охватил уже 69 регионов. Иркутская область должна была перейти на механизм с 1 июля 2020 года, однако, это произошло раньше на полгода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 года № 1444. Такое решение было продиктовано чрезвычайной ситуацией – наводнением, произошедшим летом 2019 года в нашем регионе, так как именно проект «Прямые выплаты» обеспечивает гарантии застрахованным гражданам и страхователям при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования. За два месяца подготовительной работы было проведено более 200 обучающих семинаров для страхователей, в них приняли участие более 10 тысяч работодателей региона. Мы распространили более 50 тысяч экземпляров информационного материала (листовки, флаеры, плакаты и лифлеты), шесть «живых» экранов в городе Иркутске рассказывали о «Прямых выплатах». Все работодатели получили информационные письма о переходе на «прямые выплаты» с разъяснением механизма работы, каждому работодателю была предоставлена возможность потренироваться в отправке электронных реестров через учебный шлюз. Обучающие семинары мы продолжаем и сейчас. График их проведения опубликован на сайте Иркутского регионального отделения.
Вопрос: Что поменялось для работника, порядок обращения?
Ответ: Кардинальных изменений для работника не произошло, однако, для того, чтобы получить пособие необходимо подать заявление работодателю в адрес Иркутского регионального отделения Фонда и передать работодателю необходимые для выплаты документы (например, листок нетрудоспособности). Затем работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчетном периоде и т.д. В течение пяти календарных дней со дня подачи заявления работником работодатель обязан передать необходимые сведения в Иркутское региональное отделение Фонда, которое в течение десяти календарных дней начислит и выплатит пособия.
Также, если работник болел или получил травму, не связанную с производством, то, как и прежде, оплата первых трех дней временной нетрудоспособности, производится работодателем за счет своих средств, а начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности – за счет средств Фонда. Поэтому выплата работнику «придет» двумя суммами. За первые три дня болезни – от работодателя в сроки, установленные для выплаты заработной платы, за остальные дни – от Иркутского регионального отделения в течение десяти календарных дней с момента представления работодателем сведений.
В случае, если работник находился на больничном в результате производственной травмы, то пособие за весь период временной нетрудоспособности назначает и выплачивает Иркутское региональное отделение.
Вопрос: А если у работника несколько «больничных», ему нужно писать несколько заявлений? И вообще сколько раз надо писать заявления на пособия?
Ответ: Если работник представляет на оплату одновременно, например, три больничных листка, являющихся продолжением первичного, то заявление работник должен написать на каждый больничный. Также отмечу, что для начисления и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет заявление в адрес регионального отделения получателем пособия пишется только один раз. Пособие перечисляется ежемесячно с 1 по 15 число за предыдущий месяц. Фиксированной даты выплаты этого пособия законодательством не установлено.
Необходимо отметить, что работодатель должен своевременно и оперативно проинформировать Иркутское региональное отделение, если прекращается право у работника на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, например, расторжение трудового договора или выход на работу на полный рабочий день для исключения случаев переплаты.
Вопрос: Каким способом работник может получить пособия?
Ответ: В заявлении работник должен указать каким способом должно быть выплачено пособие – на банковский счет, по которому операции с платежными картами не осуществляются, почтовым переводом или на карту национальной платежной системы «МИР». Стоит отметить, что согласно опросу, проведенному Иркутским региональным отделением среди получателей пособий, граждане, имеющие карту национальной платежной системы «МИР», получают денежные средства на карту «МИР» очень оперативно – в течение двух-четырех часов с момента направления документов Иркутским региональным отделением в Управление Федерального казначейства по Иркутской области.
Вопрос: Могут ли каким-нибудь образом быть нарушены сроки выплаты пособий?
Ответ: Нет, сроки жестко установлены законодательством. Все зависит от корректности и правильности представленных сведений работодателем. Если в Иркутское региональное отделение Фонда работодателем представлены не в полном объеме документы или сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, региональное отделение в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю извещение о представлении недостающих документов или сведений. Недостающие документы или реестр сведений представляются страхователем в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения, а затем Иркутское региональное отделение, вновь проведя проверку, назначает и выплачивает пособия. Качество заполнения электронного реестра сведений – ответственность работодателя перед работником. Реестр сведений без ошибок – и пособие в течение 10 календарных дней. За первые два месяца работы «Прямых выплат» в Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направлено более 120,6 тысяч электронных документов, из них по 12,1 тысячам документов сформированы извещения, т.е. допущены ошибки в каждом 10 документе.
Если бухгалтер предприятия затрудняется в формировании реестра сведений, ему необходимо, прежде всего, еще раз внимательно прочитать все нормативные документы и инструкции, размещенные на официальном интернет-сайте Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (www. r38.fss.ru) в разделе «Прямые выплаты». В этом разделе мы также разместили типичные ошибки при заполнении реестров и ответы на часто задаваемые вопросы. Кроме этого, помочь бухгалтеру могут и специалисты, сопровождающие программный продукт (1С, Парус, Контур, СБИС), который использует кадровая и бухгалтерская служба предприятия.
Вопрос: Как отследить, когда получишь пособия?
Ответ: Назначение и выплату пособий можно отследить в режиме реального времени в личном кабинете застрахованного лица на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации: lk.fss.ru, используя для входа пароль и логин для портала Госуслуги. В личном кабинете застрахованного лица можно видеть все электронные листки нетрудоспособности, проверить дату подачи заявления, правильность заполнения работодателем сведений о застрахованном лице, т.е. о Вас и другое. В личным кабинете застрахованного лица необходимо выбрать пункт меню «Пособия и выплаты», перейдя по которому будет доступна информация по каждому листку нетрудоспособности. Если листков было несколько, то будет отображен каждый из них. На этом этапе будет доступна информация о статусе листка, например, «документ рассчитан», «платеж выполнен», «отправлен на оплату», «ошибка при форматном контроле», «готово к отправке извещение», «извещение сформировано», «документ загружен». Если в личном кабинете стоит статус «извещение сформировано», «ошибка при форматном контроле», это значит, что реестр, который был направлен работодателем в Иркутское региональное отделение Фонда, содержит ошибки, рассчитать и выплатить пособие невозможно, и работодателю направлено извещение об ошибке. Как только работодатель исправит ошибки и вновь направит реестр, статус листка нетрудоспособности изменится. Также, нажав на номер листка нетрудоспособности, можно перейти на страницу с информацией, где есть схема расчета пособия и сумма пособия, которая будет выплачена за минусом подоходного налога.
Вопрос: Электронный листок нетрудоспособности в данном случае ускоряет процесс начисления и выплаты пособий?
Ответ: Использование технологии ЭЛН позволяет работодателю оперативно обработать данные для формирования реестров, направляемых в Фонд социального страхования, и выплаты пособий.
Электронный листок нетрудоспособности – удобная технология и для врача, и для работника, и для работодателя. Во-первых, не нужно ходить по кабинетам в медицинском учреждении, во-вторых, его нельзя потерять или испортить, а также информацию о выданных листках и выплатах можно получить через личный кабинет застрахованного лица, экономится время и врача, и бухгалтера на заполнение и обработку электронного больничного.
Вопрос: Когда человек может обратиться лично в Иркутское региональное отделение для выплаты и назначения пособий?
Ответ: В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в Иркутское региональное отделение заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, представляются застрахованным лицом не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. В случае временной нетрудоспособности заявление и документы представляются не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
Вопрос: Какие справки и каким образом может получить работник?
Ответ: В рамках пилотного проекта «Прямые выплаты» застрахованным лицам Иркутским региональным отделением выдаются следующие виды справок: справка о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ), а также справка о доходах. Рекомендуемая форма заявления размещена на сайте Иркутского регионального отделения в подразделе «Нормативно-правовые документы» раздела «Прямые выплаты».
Для получения справки можно обратиться с заявлением в Иркутское региональное отделение лично, направить заявление по почте по адресу: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35, либо через личный кабинет застрахованного лица. Для предоставления справки в органы социальной защиты населения необходимо обратиться в органы социальной защиты населения, сведения о выплате пособий предоставляются Иркутским региональным отделением в органы социальной защиты населения посредствам межведомственного электронного взаимодействия с использованием Единого сервиса системы межведомственного электронного взаимодействия на основании межведомственных запросов органов социальной защиты населения о предоставлении документов и информации.
В заявлении необходимо указать ФИО застрахованного лица, СНИЛС, ИНН, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного, а также период (январь, февраль и т.д.), за который необходимы сведения.
Справка о полученных доходах выдается застрахованному лицу не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
При личном обращении в региональное отделение Фонда за справкой или по почте получить ее можно только лично или по Почте России в бумажном виде. При обращении за справкой через электронный сервис на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации получить данную справку можно выбранным при обращении способом.
Вопрос: Уже прошло два месяца с начала выплаты пособий по-новому порядку, какие результаты?
Ответ: За январь-февраль 2020 года Иркутским региональным отделением Фонда выплачены пособия почти 90 тысячам застрахованных граждан на сумму свыше 1,1 млрд рублей. Из них почти 200 млн рублей были выплачены 17 тысячам застрахованным-получателям пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, более 600 млн рублей составили пособия по временной нетрудоспособности, свыше 250 млн рублей – пособия по беременности и родам. Все пособия выплачены в установленный срок.
Все о «Прямых выплатах» читайте на официальном интернет-сайте Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: www. r38.fss.ru | |